rebeka_r (rebeka_r) wrote,
rebeka_r
rebeka_r

Categories:

Марш Богорада



Это  мне любезно прислал коллега Федор Петров, однако, к сожалению, без указания источника.
Предполагаю, что это из «История военной  музыки России», В. И. Тутунов, Москва, «Музыка», 2005 год.

Источник любопытный и нуждается в некоторых комментариях.

Первое, не очень понятные слова - "родился в семье учителя начальной школы" - означают, несомненно, что Яков Богорад происходит из семьи меламеда  в хедере. (то есть его детство было проникнуто еврейскими мелодиями ,- Торой, читаемой нараспев, которые и нашли отражение в его творчестве)

Второе, автор говорит о 600 -х (шестистах) аранжировках Богорада. Мне известна только 161 по каталогу РГБ. Понятно восхищение автора Тутунова творчеством этого великого русского композитора, Якова Богорада.
Однако не стоит впадать в преувеличения, - вмёрзшие в землю сапоги, библиотеки из 6000 томов, внезапно погибших вместе с драматически сожжёнными рукописями, работу тапером в немом кино и лихие кавалерийские атаки под музыку бетховена в славную Гражданскую, взмахи руками, как птица крыльями, алмазы, нуждающиеся в огранке, настройку кремлёвских курантов, оркестры беспризорников, всю войну героически прозябающих на скудном спец пайке ГПУ, но хранящих святые патриотические чувства  в Новосибирске,  и прочее в этом же жанре, - всё это здесь не требуется.


Третье, не указаны названия собственных произведений Богорада, а он является автором некоторых весьма известных произведений, таких, как например,  "Песнь Шамиля" , увертюра "Царь голод" (1922) , увертюра "Столетие 1812 года" (1912), довольно популярных  маршей "Тоска по Родине" и "Прощание Славянки" ( оба - 1904-1905) и др.

Четвёртое, ничего не говорится о службе или сотрудничестве Богорада с 51-м Литовским Полком в г. Симферополе. И эта страница в биографии великого русского композитора нуждается в уточнении.

Пятое, заключительную фразу -  " он погиб во время немецко-фашистской оккупации", столь же уклончивую, как и вступительная фраза об "учителе начальной школы",
Могилой композитора, как и большинства симферопольских евреев, стал противотанковый ров на 10 км феодосийского шоссе. Яков Богорад шёл к ней под плач, крики, немецкие команды - звуки его последнего прощального марша

Дополнение -


г-н Антонов мне пишет -

"В этой связи интересно взглянуть на то, что писали о полковых маршах в русском эмигрантском журнале "Военная быль" (1962 год, 56, статья "Русские военные оркестры", сс. 37-40). Вот фотокопия соответствующей страницы (с. 40): http://s1.bild.me/bilder/110211/45316811962-56-40_.jpg"
и приводит статью - замечания очевидца, о том, как именно это движение ( попытки влезть со стороны в казну военного ведомства и в официоз) - происходило.

пропихнуть свои марши - было делом непростым, и Богораду в 1904 году , с его маршами "ТОСКА ПО РОДИНЕ" и "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" - это не обломилось.)))
Как в последствии, в 1907, ему не обломилось и создать и монополизировать русское военное нотоиздательство - "Партикулярный сборник для военной музыки", насколько я понимаю, - это амбициозный и истинно симферопольский проект, в основе которого обычные крымские амбиции - попытка Богорада утвердиться и стать в центре рынка этой продукции.
--------------------------------------------------------------------------------------------------

Кроме того, и вообще положение военного капельмейстера в русской армии было довольно странным и бесправным, согласно сведениям г-на Антонова -


"Вот, например, что мы читаем в журнале "Разведчик" за 1894 год (190, с. 480):

"За исключением некоторых гвардейских полков (весьма немногих), всюду капельмейстеры служат "по вольному найму". Обыкновенно командир части, при которой имеется хор музыки, заключает с желающим занять место капельмейстера домашнее (редко нотариальное) условие на один год. По истечение этого срока, условие это возобновляется еще на год и т. д."...

Короче говоря, взгляните на фотокопию этой статьи: http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/marsches-ru.0/0_56472_7443c94c_orig.jpg

А вот что написано в "Военной энциклопедии" Сытина (1913 год, том XII, с. 358), статья ""КАПЕЛЬМЕЙСТЕР":

"КАПЕЛЬМЕЙСТЕР — лицо, заведующее обучением музыкантов и управляющее оркестром. В войсках К. положены по штатам 1910 г. (св. шт. в.-сухоп. вед-ва, кн. II) только в гвардии, a в арм. частях они служат по вольн. найму, причем на содержание их допускается расход из хозяйств. сумм (в г. не свыше 1 т. p.). К. присвоена особ. форма. В отношении наград штатн. К. подчиняются общ. правилам для гражд. чин-ков воен. вед-ва. Вольнонаем. К. награждаются медалями, пожал-нием звания личн. или потомств. почетн. гражданина и орденами лишь за долговр-ную и особо усерд. и полез. службу в порядке награждения лиц, не состоящих на госуд. службе. Произв-во вольнонаем. К. в класс. чины допускается только в виде изъятия. К. в отношении н. чинов не пользуются дисципл. властью; н. чины, виновные в оскорблении К. при исполнении ими обяз-стей службы или по поводу этих обяз-стей, судятся воен. судом и подвергаются ответ-ности по 285 и 286 ст. ул. о нак. При штабе войск гвардии и Спб. воен. округа учреждена особая должность заведующего хорами музыки, положенная в VІІІ кл., с окладом 2.400 р."

Увидеть фотокопию соответствующей страницы можно здесь: http://runivers.ru/bookreader/book9616/#page/44/mode/1up

Как правило, капельмейстеры имели не военные, а гражданские чины. Например, читаем в "Памятной книжке Новгородской губернии на 1909 год" о капельмейстерах располагавшихся на территории губернии частях 22-я пехотной дивизии:

85-й пехотный Выборгский полк (Новгород) - коллежский регистратор Редер Георгий Михайлович (впоследствии в Лейб-гвардии 2-м стрелковом полку)
86-й пехотный Вильмандстрандский полк (Ст. Русса) - коллежский секретарь Козель Вячеслав Францевич
87-й пехотный Нейшлотский полк (Новгородский уезд) - вольнонаёмный Гайсинский Василий Петрович

В принципе, гражданский чин "коллежский регистратор" соответствовал прапорщику, а "коллежский секретарь" - поручику. В случае ношения погон можно было бы издали и перепутать - но только лишь погоны, а не статусы."
---------------------------------------------------------------------------------------------

В 1904 году, дабы раз и навсегда прекратить эти  искания Якова Богорада и его попытки официально утвердить, как полковые, свои марши "Тоска по родине" и "Прощание Славянки"( который оказался популярным и стал также протестной солдатской песней "ах зачем нас забрили в солдаты") были предприняты  определенные административные меры, т.е., -  экстренно в приказном порядке 51-му Литовскому симферопольскому полку под благовидным предлогом назначили, окончательно,  иной марш -

"...из "Истории 51 пехотного Литовского полка" (составил Генерального Штаба полковник Павлюк К. К.), Одесса, 1909, 2-й том, с. 313:


Среди лагерных занятий литовцы узнали, что в Крым ожидается прибытие Государя Императора <<Александра Второго,>> и что охрану там царской резиденции решено было на этот раз возложить, между прочим, на 1-ю роту полка, уже, как известно, выполнявшую такую лестную и почетную обязанность в 1872 и 1875 годах. 17-го августа <<1879 года>> названная рота, коей командовал тогда штабс-капитан Рафанович, уже находилась в Ливадии, где и удостоилась счастья представиться Верховному Вождю Русской Армии, изволившему оказать при этом знак своего высокого и милостивого внимания литовцам, повелев, чтобы у них впредь встречным полковым маршем, исполняемым музыкою, был полковой марш л.-гвардии Литовского полка.

И тут же примечание К. К. Павлюка:

"Приказ по 13-й пех. дивизии от 30-го октября 1879 г. No. 111.
Этот же марш утвержден как встречный и прощальный  марш полка, приказом по 7-му армейскому корпусу от 25-го июня 1904 г. No. 88, согласно требованию приказа по Военному Ведомству того же года No. 84.
"
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Разумеется, признание в официальном порядке новоявленного марша "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" Якова Богорада, к тому же - еврея, и, к тому же - на еврейские мелодии,  к тому же - распеваемого по всему Крыму в виде солдатской песни антиправительственного  и неподцензурного содержания "ах зачем нас забрили в солдаты, отправляют на дальний восток", то есть потакание  протестным брожениям  - все это было невозможно, нежелательно, и оно было прекращено.
Это были не те настроения, которых добивались от солдат, отправляемых на Японскую войну.

В том же издании , книжке полковника К. К. Павлюка, цитату из которой см выше,  в казенно-патриотическом жанре описаны "трогательно-торжественные" проводы тех воинов, которых отправляли на фронт - их переводили из 51-го пехотного полка в состав Восточно-Сибирских полков. Описание вдохновенно преподносит сцены проводов такими , как их хотелось бы видеть правительству и официозной пропаганде . Например:

"Проводы роты в Симферополе имели торжественно-трогательный характер: остававшиеся литовцы напутствовали своих товарищей самыми лучшими пожеланиями, отъезжавшие же давали обещание поддержать боевую славу полка" (том 2, с. 375).

Таким образом, этот запретительный приказ 88, от 25 июля 1904 года - и есть  первый официальный документ, свидетельствующий о марше Якова Богорада "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот здесь -  подлинная marsches.zbord.ru/viewtopic.php переписка Якова Богорада с военным ведомством ( нашли исследователи Черток и Федор Петров)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments